История возникновения и развития вегетарианства в восточных традициях

Очень многие вегетарианцы, в том числе и отечественные, перешли на вегетарианскую диету под влиянием оздоровительных систем и философских учений Древней Индии. Поэтому тема данного постав является история вегетарианства.
Йога, как система морального и физического совершенствования, не могла допустить употребления мясных продуктов: ведь, согласно йоге, болезни и страдания животного передаются человеку вместе с мясом убитого животного.

История возникновения и развития вегетарианства в восточных традициях


История вегетарианства помимо йоги, в Древней Индии включает и другие оздоровительные направления. В индийской священной литературе, Ведах, которые датируются концом второго — началом первого века до нашей эры, есть одна книга под названием Аюрведа, «Наука долгой жизни». Согласно этой книге, считалось, что мясоедение делает людей глупыми и быдловатыми, мясоед не может стать философом, мудрецом. Вместо мяса рекомендовались свежие фрукты, салаты и сырые овощи, сыр, орехи, молоко, ячмень, мед, финики и миндаль как чрезвычайно полезные для здоровья. Важная роль отводилась сырой пище, которая, как утверждалось, улучшает качество крови и поэтому должна составлять не менее 80% рациона.

«Инь» и «ян»

Другая система питания возникла в центральном Китае около 6 000 лет назад. Он был разработан философской школой, которая утверждала, что универсальным законом бытия является единство противоположностей. Они назвали эти противоположные и взаимосвязанные силы «инь» и «ян». Великие просветители Востока, Лао-Цзы и Конфуций, учили, как применять на практике этот универсальный принцип, ведущий к нравственному совершенству и здоровью. «Инь», согласно их теории, — это термин для обозначения энергии или движения, которое имеет центробежное направление наружу и ведет к расширению. Поэтому «Инь» — это «охлаждающая» энергия. «Ян» — это центростремительное движение, которое имеет направление внутрь, что приводит к сокращению. «Ян» — это «согревающая» энергия. Термин «макробиотика», придуманный Гиппократом и широко использовавшийся Геродотом, Аристотелем и Галеном, не следует упускать из виду. В переводе на русский язык макробиотика означает «прекрасная жизнь». Со времен Гиппократа слово «макробиотика» использовалось для описания здоровых и долгоживущих людей.

Совеременность

Озава не только возродил древнее учение, но, что более важно, по-новому интерпретировал современные «инь» и «ян», или кислотные и основные реакции в пище. Он классифицировал продукты в зависимости от содержания в них калия или натрия. Согласно его учению, человек здоров, когда соотношение калия и натрия составляет 5:1.
На рисунке показаны продукты питания в соответствии с их «инь» и «ян» аналогами.



 

 

С точки зрения макробиотики, лучшие диеты состоят из продуктов, которые находятся в центре картинки. Ведь, согласно макробиотике, когда мы едим продукты, не соответствующие потребностям нашего организма, то есть мясо, яйца, твердые сыры (все «ян»), мы испытываем не менее сильную потребность в сахаре, специях, кофе, алкоголе, мороженом (все «инь»). Мы стараемся сбалансировать ян и инь, наше физическое и психическое состояние. Это стремление впасть из одной крайности в другую может разрушить фундамент здоровья и привести к болезни.




  • Ежедневный рацион может быть следующим: миска овощного супа, блюдо из 1-2 сортов зерновых, небольшое количество разнообразно приготовленных овощей, включая салаты, блюдо из бобовых или соевых бобов и немного белой рыбы. В качестве приправы рекомендуется использовать морскую соль. Что касается приготовления пищи, то лучше всего употреблять продукты, приготовленные на пару, вареные или запеченные.
  • В ежедневный рацион следует включить крупы, овощи, морепродукты и блюда из бобов или сои. Удивительно, но фрукты не обязательно добавлять в ежедневный рацион.
  • Что касается процентного соотношения продуктов, то оно следующее: 50-60% цельнозерновых продуктов, 20-30% овощей, выращенных без применения химикатов, 5-10% бобовых и морских растений, 5-10% супов и 5% гарниров, включая напитки, десерты и иногда рыбу.
  • Сбалансированная макробиотическая диета содержит 2126 ккал. Белки составляют 79 г, жиры — 40 г, углеводы — 361 г. Содержание кальция — 859 мг, фосфора — 1539 мг, железа — 39,3 г, витамина С — 236 мг. Морепродукты и разнообразные соевые продукты в макробиотической диете также содержат витамины B, B6, B12 и фолиевую кислоту.
  • Сложные углеводы, такие как рис необработанный, сгорают медленнее и постоянно снабжают кровь глюкозой со скоростью 2 ккал в 1 минуту, тогда как белый сахар обеспечивает 30 ккал в 1 минуту. Макробиотика особенно не рекомендует рафинированный сахар — сахарозу, он не содержит того комплекса витаминов и минералов, которыми так богат мед. Кроме того, сахар, как указывает макробиотика, снижает ценность витамина В и фолиевой кислоты.
Таким образом, несмотря на обусловленное традициями различие в двух описанных системах здорового питания, созданных древними восточными цивилизациями, вегетарианство является их основой.

 Вегетарианство в мировых религиях

Практически все известные религии так или иначе высказывают свое отношение к пище человека, классифицируют ее со своих позиций, устанавливают те или иные запреты на некоторые виды пищи и определяют время ее употребления.

Каковы же ограничения на употребление животной пищи, налагаемые Ветхим Заветом? Обратимся к Библии.

Вот, что обещает Бог народу, ведомому им в землю обетованную: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор,

В землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, В землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка…» /Втор. 8; 7,8,9/.

Но, вот, наконец, и великодушное снисхождение: «Когда распространит Господь, Бог твой, пределы твои, как Он говорил тебе, и ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса; тогда, по желанию души твоей, ешь мясо» /Втор. 12; 20/.

Ну, а какое же мясо можно есть?

«Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте.

Из всех животных, которые в воде, ешьте всех, у которых есть перья и чешуя;

А всех тех, у которых нет перьев и чешуи, не ешьте: нечисто это для вас. » /Втор. 14; 3-19/.

Особенность всех этих запретов в том, что если людям и разрешается есть мясо, то только тех животных, которые сами не едят мяса, то есть если есть мясо плохо, то есть мясо плотоядных животных очень плохо. Запрещено есть мясо, будь то млекопитающие или птицы, а также молоко.

Ислам

Такие запреты существуют и среди мусульман, вот слова Мухаммада: «Ведь он запретил вам только мертвую плоть и кровь, и плоть свиней, и то, что не зарезано ради Аллаха. А кто принужден, и не является нечестивцем и преступником, на нем нет греха, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный». /Сура 2:168/.
В исламе пост (саум) должен соблюдаться в течение девятого месяца года — Рамадана. Пост продолжается в течение всего месяца, но только днем, а ночью запрет снимается. Во время поста следует воздерживаться от еды и даже от нюхания, питья, курения и так далее. Разрешается только глотать собственную слюну. Дети, воины на действительной службе и некоторые другие категории лиц освобождаются от поста. Однако не выполненный пост должен быть восполнен в другое время.
Особого внимания заслуживают те религиозные движения, приверженцы которых, как правило, являются вегетарианцами или, по крайней мере, считают растительную пищу более желательной. Прежде всего, это люди древней и современной Индии, страны, откуда берут начало три значительных религиозных течения — буддизм, джайнизм и индуизм.

Буддизм

Буддизм пропагандирует ахимсу, практику непричинения вреда живым существам, в качестве религиозной заповеди. В джайнизме соблюдение ахимсы особенно строго. Не только монахам, но и мирским джайнам запрещено заниматься охотой, рыбалкой и даже разведением скота. Все джайнисты и сейчас являются строгими вегетарианцами.

Аскеты индуизма и джайнизма следуют очень строгим религиозным требованиям к посту. Вот пример соблюдения этого правила в древней Индии:
«После церемонии посвящения ученик должен был соблюдать трехдневное воздержание. Воздержание может длиться до 12 дней или до года. Это было началом строгого воспитания. Ученик не должен был есть соленую пищу, должен был спать на земле, ему не разрешалось есть мясо или вино, и ему не разрешалось спать днем».

Многие фракции индуизма также были близки к вегетарианству. Вот еще один отрывок из книги Ипполита Римского (II-III век нашей эры): «Среди индусов также есть секта философов среди браминов, которые ведут уединенный образ жизни, воздерживаясь от любой животной пищи, а также от пищи, приготовленной на огне. Они довольствуются плодами, но не сорванными с деревьев, а собранными с земли. Брахманы пьют воду из реки Тагабена.

Адвентисты седьмого дня

Нас также интересует философия адвентистов седьмого дня, крупной религиозной организации, представленной по всему миру, в США, Западной Европе, странах Балтии, России и т.д. Взгляды адвентистов седьмого дня на питание и образ жизни практически идентичны взглядам современных врачей-натуропатов, проповедующих естественные методы лечения. Одна из руководителей этой общины, Хелен Уайт, дает в своей книге советы по самым разным вопросам здорового образа жизни, таким как семейная жизнь, воспитание детей, уход за ними и чисто бытовые проблемы. Книга может послужить хорошим руководством для многих, в том числе и нерелигиозных людей, в выборе продуктов питания, приготовлении пищи, культуре питания, а также полезным руководством по вегетарианскому питанию. Вот лишь некоторые из рекомендаций, приведенных в этой книге:

  • Лучшая пища для младенца — та, которую дает сама природа, и его нельзя лишать ее без необходимости. Мать поступает очень жестоко, если пытается отказаться от заботливого грудного вскармливания своего младенца ради собственного удобства или общественного развлечения.
  • Злаки, фрукты, орехи и овощи — это то, что Творец предназначил нам в пищу. Эти продукты, приготовленные самым простым и естественным способом, являются самыми здоровыми и питательными из всех. Они дают силу, выносливость, энергию и ясность мысли, чего не могут дать более сложные и стимулирующие продукты.
  • Никогда не вредите желудку перееданием, но и не лишайте себя полезной, вкусной пищи, которая необходима для здоровья.
    В целом, именно в христианстве, и особенно в его восточной разновидности — православии, пост получил наибольшее развитие. Католики также постятся большую часть своей жизни, хотя их посты менее строгие, чем у православных.
Наименование Продолжительность
Великий пост установлен в память пощения Христа в течение сорока дней. Начинается с понедельника, после масленицы и продолжается семь недель (вместе со страстной неделей), вплоть до праздника Пасхи.
Рождественский в честь следующего за ним праздника Рождества Христова 40 дней — от 28 ноября до 6 января
Успенский в честь следующего за ним праздника Успения Пресвятой Богородицы С 14 августа до 28 августа
Петров пост Начинается через неделю после Дня Святой Троицы,

в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе,

а заканчивается 28 июня (11 июля) ,

накануне Дня Петра и Павла, который отмечается 29 июня
Однодневные посты еженедельные посты в среду и пятницу, которые ведут свое начало от апостольских времен: в среду — в память предания Христа на страдание, а в пятницу — в память смерти Христа.

Крещенский сочельник (18 января), в день усекновения главы Крестителя Господня Иоанна (11 сентября),

в день Воздвижения Честного Креста Господня (27 сентября)
Узаконение запретов произошло после длительного многовекового осмысления того факта, что периодический отказ от животной пищи не только не приносит ущерба человеку, а, напротив, очень полезен как для телесного, так и для духовного здоровья.

Рассматривая медико-оздоровительные и этические функции постов и всей вегетарианской концепции в целом, можно утверждать, что вегетарианство и религия весьма близки в своем отношении к употреблению мяса.

ИсточникОсновной источник: Медкова Ирина Львовна, Павлова Татьяна Николаевна, Брамбург Борис Вульфович Все о вегетарианстве. — М.: Международные отношения, 1992. — 200 с.